ФГОС дошкольного образования направлено на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Основное место занимает игра. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Одной из таких технологий является социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Основа социо-игровой технологии заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко)
Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социо-игровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.
Один из авторов этой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит:
«У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле… »
Можно провести прямую зависимость между социо-игровым стилем и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт педагог – это и есть главная задача!
Образно говоря, если в наглядном обучении педагог выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети – роль зрителей, то в социоигровом подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
Социо–игровой стиль ориентирует педагогов на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости.
Применение «социо-игровых» технологий в образовательной работе позволило опираться на принцип активности ребенка, проводить непосредственную образовательную деятельность, отвечающую современным требованиям к организации образовательного процесса: творчески подойти к выполнению программно-методических требований, интегрировать все виды деятельности и подчинить их решению намеченных дидактических целей и задач, учебные задачи решать через основной вид деятельности – игру. Игра выполняла не только развивающую функцию, но и коммуникативную, терапевтическую и диагностическую.
Все выше сказанное, подтолкнуло наш педагогический коллектив к выбору «Социо-игровой педагогики» (Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, А.П. Ершов), которая является культурным образцом, точнее педагогической нормой, в которой воплощены идеи диалога «ребенок – взрослый»
Ведущая идея:
- Создать условия для успешного воспитания у детей высокого уровня коммуникативных навыков, что станет основой для дальнейшего развития ребенка как личности;
- Накопить и сохранить опыт общения между детьми и педагогами;
- Предоставление детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
Для успешной реализации поставленной цели поставила перед собой следующие задачи:
- Расширить знания ребенка в сложном мире человеческих отношений;
- Формировать потребности и способности планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий;
- Формировать умение целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Фундаментальной основой социо-игровой педагогики является дошкольная манера воспитания и обучения ребенка, а именно:
– игра – ведущий вид деятельности ребенка;
– общение с ребенком на доступном ему языке, исключая термины и мудреные фразы;
– развитие ребенка в его деятельности через самостоятельный поиск и создание проблемной ситуации;
– деятельность предполагает общение детей друг с другом, где должна возникнуть собственная речь и диалог между детьми;
Принятие ребенком программы взрослого происходит только тогда, когда он принимает ее как свою.
Основными методическими приемами организации занятия в социо – игровой деятельности являются:
- наличие движений участников;
- смена видов деятельности, мизансцен, ролей, разнообразие заданий и упражнений, чередование их;
- использование малых групп.
https://www.maam.ru/detskijsad/-socio-igrovye-tehnologi-v-do.html
статья интересная ,воспитателям нужно приложить много сил и умений в работе.
Спасибо за интересный материал. Очень актуально.
Спасибо за статью, она очень интересная.
С большим интересом и вниманием прочитала статью. Актуально; заставляет задуматься, пересмотреть своё отношение к некоторым подходам в воспитании и развитии детей. Спасибо!