ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
И.П. Соколова, педагог-психолог
Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №7 города Похвистнево
городского округа Похвистнево Самарской области
структурного подразделения
«Детский сад Лучики»
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) целью специального образования является «введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также – методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения [1, с. 88].
Психомоторное развитие ребенка с ОВЗ является основой полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. От уровня психомоторного развития еще в дошкольном периоде во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности, а это ведет к повышению самооценки, снижению уровня тревожности ребенка, что благоприятно влияет на развитие и становление эмоционально – волевой сферы ребенка [2, с. 24].
На этапе формирования уровня функциональной готовности ребенка к школьному обучению особую значимость в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) приобретает психомоторная коррекция. С начала учебного года в нашем детском саду мною разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа «Тропинка к школе». Она, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза ребенка, способна активизировать развитие основных высших психических функций, речи и интеллекта дошкольника. Кроме того, на психомоторных занятиях идет коррекция и абилитация (развитие) основных нейропсихологических факторов.
Занятия по развитию психомоторики актуализируют резервные возможности как в моторной и эмоциональной сферах, так и в сфере развития его мыслительной деятельности. Совокупность психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, воображения и моторных особенностей ребенка является основной в успешности развития младшего дошкольника. Игровое соединение нескольких психических компонентов в схемах «глаз-рука», «речь-рука», «речь-глаз-рука», «ухо-глаз-рука» стимулирует активность различных центров головного мозга [3, с. 10]. Детям очень нравятся упражнения и игры данного комплекса, которые дают возможность им собирать, говорить, слушать, рисовать, запоминать, ходить, сидеть, искать, повторять думать и, конечно же, играть. Частая смена деятельности стимулирует развитие активности, работоспособности, саморегуляции, формирует базовые качества интеллектуальной продуктивности, сенсорное развитие, развитие восприятия. Упражнения стимулируют речевое развитие, знакомят ребенка с телом, снижают скованность (ригидность мышц), а также повышенную двигательную активность в области кистей рук и пальцев. Для успешного развития тонкой моторики мы тренируем обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной.
Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают: растяжки; дыхательные и глазодвигательные упражнения; упражнения для лицевой группы мышц: массаж и самомассаж; упражнения для развития артикуляции; игры и упражнения для межполушарного воздействия: реципрокные (перекрестные) упражнения; телесные упражнения; игры упражнения для развития мелкой и общей моторики; упражнения для релаксации. Работа проводится поэтапно.
Этапы работы:
1) Диагностический.
В процессе диагностического этапа проводится обследование познавательного развития детей 6-7 лет (автор Стребелева Е.А.) и экспресс-диагностика (авторы Павлова Н.Н., Руденко Л.Т.), обследование состояния общей и мелкой моторики. Это позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам. На основании полученных данных выявляю, насколько уровень развития ребенка приближается, отстает или опережает нормативы возрастного развития.
2) Практический.
Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 25-30 минут при условии смены видов деятельности в ходе работы. Процесс группового занятия складывается из трех этапов:
– Разминка.
Разминка состоит из двух заданий. Игровая мотивация. Ритуал начала занятия. Стимулирующие упражнения. Проводится в течение 5-7 минут. Цель разминки – создать общий эмоциональный и интеллектуальный тонус, обеспечить должный уровень интеллектуальной работоспособности.
– Основная часть занятия.
Основная часть представлена тремя упражнениями-играми, дыхательными и глазодвигательными упражнениями, в которых задействованы интеллектуальные способности и эмоциональная сферы детей. Упражнения этого блока активизируют образное мышление, классифицирующие, обобщающие, сравнительные, словесно-логические, саморегуляционные, конструктивные процессы, а также моторные навыки. Продолжительность его – 15-20 минут.
– Заключительная часть занятия.
Заключительная часть занятия состоит из двух частей, игры и упражнения в ней подбираются так, чтобы дети могли снизить скелетно-мышечные зажимы, развить точность, плавность, координированность движений (подвижные игры, психогимнастические упражнения), расширить поведенческий репертуар (ролевые игры, игры и импровизации), релаксация. Продолжительность этапа 5-10 минут.
- Итоговый.
В ходе проведения итогового этапа проводятся экспресс-диагностика (авторы Павлова Н.Н., Руденко Л.Т.) или обследование познавательного развития детей 6-7 лет (автор Стребелева Е.А.), обследование состояния общей и мелкой моторики. По итогам сравнительного анализа делаются выводы о динамике результатов, достижений детей.
В ходе диагностики в конце данного учебного года мы наблюдаем увеличение до 68 % доли младших дошкольников с высоким и средним уровнем сформированности общей и мелкой моторики, представлений об окружающем, цвете, форме и величине, уровня развития мышления речи и внимания, а также эмоционально-волевой сферы. Кроме того, наблюдается динамика в развитии игровой, изобразительной, конструктивной деятельности и навыков самообслуживания.
Эффективность коррекционно-развивающей работы обусловлена соблюдением некоторых принципов:
- Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия сопровождаются проговариванием психологом этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п. Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.
- Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий, поэтому отрабатываются навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
- Принцип обратной связи. Я по ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Таким образом, благодаря специально подобранным психогимнастическим играм и упражнениям, стимулированию развития всех функций организма ребенка, дошкольники нашего учреждения приобретают навыки и умения необходимые для овладения программными знаниями, умениями и навыками, а самое главное – укреплению психического здоровья, развитию познавательных процессов, общей и мелкой моторики, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябова Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2013. 88 с.
- Кутузова А. В. Психомышечная тренировка. – М., 2008. 24 с.
- Трясорукова Т. П. Психомоторика. – Ростов н/Д, 2009. 10 с.
Очень интересно и познавательно. Спасибо. Возьму на заметку.
Очень интересно и познавательно. Спасибо. Возьму на заметку.
Очень интересно. Все моменты логичны и последовательны, подчинены одной теме. Спасибо.
Все этапы по псхологической работе соблюдены. Спасибо.
Результаты работы по ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ впечатляют. Статья мне кажется очень полезной с практической точки зрения.
Мне понравилась статья, сейчас много внимание уделяется детям с особыми образовательными потребностями. Я писала курсовую по этой теме. Но пока мало практического материала. Подруга посоветовала отличный сайт: https://zachtet.ru. Мне помогли. Защитилась на пять!