Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями в реализации ФГОС

В  настоящее время  проблеме  воспитания  и развития детей дошкольников с особенностями  в развитии уделяется значительное внимание, как в сфере практики. Это обусловлено, прежде всего, тенденцией к увеличению количества детей с различными проблемами в развитии.

Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника  с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в которых он обучается, нежели математическое развитие его сверстников.

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с особыми образовательными   потребностями не развивается полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие состоит, прежде всего, в формировании   психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности: потребностно- мотивационный, содержательный, операционный и результативный, оказываются несформированными у данной категории детей.

Но, те  не менее, многочисленные исследования  подтверждают оптимистическую идею о том, что  данный ребенок может овладеть математическими представлениями  пари наличии адекватной и своевременной коррекционно- развивающей помощи.

Развитие ребенка по формированию элементарных математических представлений не является изолированной задачей , а входит в общий комплекс коррекционной работы.

Методика формирования элементарных математических представлений  у дошкольников с трудностями в обучения базируется на основных положениях методики  формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся  детей.  Но вместе с  тем, процесс обучения детей интеллектуальной недостаточностью  в целом, и процесс формирования элементарных математических представлений , в частности, имеют свои особенности.  Это, прежде всего, индивидуальный  и дифференцированный  подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, опора на наглядно- образное восприятие, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Работа во время непосредственно  образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений начинается с повторения пройденного материала, для детей важна системность, постоянство некоторых структурных элементов, поэтому мы всегда начинаем и заканчиваем традиционным кругом ( все дети и педагог берутся за руки, образуя круг). Это помогает мотивировать детей на предстоящую деятельность, создать эмоциональный настрой.

Разминка всегда у нас проходит в форме игровых  упражнений ( « Бывает – не бывает?», « Что сначала? Что потом?», « Кого больше? и т.д ) и занимает от 1 до  5 минут. Она стимулирует проявление смекалки и сообразительности, позволяет сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, повторить ранее пройденный материал.

Практически весь процесс формирования элементарных математических представлений у детей с проблемами в развитии строится на игровой основе. Игра- это наиболее лучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.

Детям с неустойчивым вниманием необходимы частая смена деятельности, двигательная зарядка. Мы обязательно включаем задания, связанные с выполнением движений, содержание динамической паузы, связано с темой непосредственно образовательной деятельности, а так же с лексической темой.

Часто своим детям мы создаем проблемные ситуации, это позволяет стимулировать познавательную активность детей.  Побудительным мотивом к поиску является предложение решить какую- либо игровую или практическую задачу.

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, необходимо мотивировать их на предстоящую деятельность( проверить, научится, узнавать новое и т.п). При подаче нового материала, закреплении и уточнении знаний, способов действий детям предлагаются задачи, в содержании которых отражаются  близкие , понятные им ситуации.  Так, они выясняют, какой длины ленточки, шнурки у ботинок и т.д. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Большое внимание в обучении детей имеет активное включение  в работу разных анализаторов, широкое применение наглядных пособий. Наглядной опорой могут служить «заместители» реальных предметов ( модели геометрических фигур).

Например, дети угадывают, каких листьев больше кленовых или дубовых, если кленовые обозначены большими кругами, а дубовые- маленькими. Наш опыт показывает, что дети успешно пользуются такими моделями.

Внимание у детей с трудностями в обучении:

– неустойчивое;

– снижена концентрация ;

– они не могут сосредоточится;

– снижен объем принимаемой информации;

– испытывает «трудности переключения»;

– повышенная отвлекаемость.

У данных детишек страдает целостность восприятий, замедление процесса поступающих через органы чувств информации. Нарушена ориентировка в пространстве.  В этой ситуации я использую математические игры с прищепками. Дается инструкция: возьми треугольник и преврати его в елочку.  С правой стороны прицепи 5 прищепок. А с левой – на одну меньше. ( Если ребенок путает стороны, на левой или правой руке надевается цветная резинка, браслетик). Возьми круг и при помощи прищепок сделай лучики, их должно быть не более 8. Положи елочку в  правый нижний угол, а солнышко- в верхний левый.

Память у этих детей непроизвольная, вербальную информацию воспринимают плохо. Чтобы улучшить произвольную память у детей, мы обучаем их различным формам организации запоминания, даем им опорные схемы, модели для запоминания, заучиваем стихи по математическим темам.

Низкое произвольное внимание – одна из причин неуспешности детей. Поэтому постоянно показываем зависимость результата работы от того, как

дети выслушали и запомнили задание, приучать их действовать точно в соответствии с инструкциями.

Мышление у детей с проблемами развития – наглядно- действенное, мы стараемся развить у них наглядно- образное мышление , а далее- словесно-логическое, т.е. абстрактное мышление, при помощи логических, познавательных, сюжетных- математических игр.    Например: «Магазин», «Путешествие на автобусе» и т.д. с билетами из цифр , из геометрических фигур и прочими математическими атрибутами.

Также применяем математические игры в «Сухом бассейне». Например, цифроед съел из цифрового ряда цифры; пропущенные цифры найди в бассейне. ( Дети ищут шарики с нужной цифрой). Или ответ данной задачи спрятан в бассейне. Найди его.

Вводим математические компьютерные игры, т.е. всячески  мотивируем детей для успешного усвоения элементарных математических представлений.

Помимо заданий,  направленных на решение учебной задачи, из области «Познание», мы обязательно интегрируем образовательную область «Физическую культуру». Проводим комплексную психокоррекционную работу. Формами такой работы у нас являются: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, а также точечный массаж. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальце рук.  Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Приведем несколько упражнений: 1. «Качание головой». Покачиваем головой – неприятности долой. (Дышать глубоко.  Расправить плечи, закрыть глаза,  опустить голову вперед  и медленно покачивать головой из стороны в сторону).  2. «Массаж ушных раковин». Ушки сильно разотрем, и погладим, и помнем. (Помассировать мочки ушей,  затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. 3. «Кивки». Покачиваем головой, чтобы в душе был покой. ( Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед- назад) и т.д. Эти упражнения направлены для развития межполушарного взаимодействия и улучшают мысленную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга.

Коррекционно – воспитательная работа, основанная на комплексном подходе к формированию математических представлений у детей с трудностями в обучении, в дошкольном возрасте будет способствовать их целостному развитию и подготовке к обучению к школе.

 

 

 

 

1 комментарий к “Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями в реализации ФГОС”

  1. Статья очень актуальна, потому что овладение ребенком математическими представлений, знаний и умений является немаловажным фактором его социализации.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.