В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Цель социально-коммуникативного воспитания – развитие социальной компетентности и коммуникативных навыков у дошкольников. Это достигается через воспитание этически ценных способов общения. Одной из форм работы в данном направлении в нашем детском саду является комплексный подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников в совместной образовательной деятельности педагога с детьми. Комплексный подход позволяет сделать образовательную деятельность информационно емкой, формировать целостную картину мира.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности, хорошим примером этому служат сюжетно-ролевые игры.
В игре мы закрепляем навыки социального поведения, учим самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируем морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
Организуя образовательную деятельность детей по познавательному и речевому развитию, например, при знакомстве с профессиями воспитатель в первой части берет работу по сюжетным картинкам, по которым дети составляют небольшой рассказ или чтение произведения, во второй части проводится сюжетно-ролевая игра, можно по желанию детей (больница, магазин, парикмахерская и др.). Так же организовать знакомство воспитанников с профессиями можно привлекая к совместной деятельности родителей, которые в интересной форме могут представить свою профессию (показ продуктов деятельности…) в комплексе так же можно использовать проектную деятельность, например, нарисовать свою маму на рабочем месте (оформление выставки детских работ), дать детям домашнее задание сфотографировать своих родителей на рабочем месте (составить альбом «Профессии наших родителей») и т.д. Попросить родителей подготовить экскурсию для детей для знакомства со своей профессией.
Большое значение имеет проведение акций. В первую очередь они учат детей правилам взаимоотношения со взрослыми.
Готовясь к проведению акции, педагог, совместно с детьми, составляет текст листовки с обращением к взрослым. Например, если это совместная акция с сотрудниками ГИБДД, то листовка может содержать обращение и к водителям, и к пешеходам. Затем мы совместно с детьми и сотрудниками ГИБДД организовываем раздачу листовок, комментируя обращение. Тем самым мы формируем у ребенка осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям. (Приложение1)
Готовясь к экологической акции, мы так же заранее проводим беседы с детьми, организовываем экскурсии по селу, к родникам, к пруду, в парки, выявляем проблему, составляем листовки, рисуем плакаты. И выходим к жителям села, тем самым мы воспитываем наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируем представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. (Приложение 2)
Таким образом, мы осуществляем комплексный подход к социально-коммуникативному развитию дошкольников.