Я уже несколько лет работаю преподавателем изобразительной деятельности в дошкольном учреждении. Дети растут и меняются из поколения в поколение. Значит и методики работы с ними должны меняться. За последний год обратила внимание на то, что стены нашей изостудии становятся тесноваты для нас. Решила искать новые способы разнообразить деятельность детей. Просмотрев методическую литературу, прочитав, множество статей в том числе « Приглашаем на пленэр» (https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/04/22/priglashaem-na-plener).
«Пленэр» – это французское слово, перевод которого означает: «вольный воздух». И действительно дети могут рисовать не только в изостудии, но и на природе отражая в своих рисунках красоту привычную глазу: деревья, дома и т.д. Дети на пленэре учатся видеть знакомые предметы под другим углом зрения, при другом освещении. Обратила внимание, что выполняя зарисовки на природе, дети стали наблюдательней, замечают мелочи, мимо которых ранее могли пройти и не заметить. У ребят стало совсем другое цветовое восприятие, стали видеть игру света и тени.
Для себя сделала вывод, что рисуя на пленэре, позволяет решить множество важных задач по развитию ребенка по всем образовательным областям:
Физическое развитие: – развивается быстрота реакции, выносливость, укрепляется здоровье на свежем воздухе в любое время года.
Художественно – эстетическое развитие: – развивает наблюдательность и спонтанность. Во время рисование на природе мы слушаем музыку, читаем стихи, поем песни, соответствующие характеру натуры и времени годы.
Социально – коммуникативное развитие:– дети учатся не отвлекать друг друга (порой, чтобы запечатлеть летящую бабочку нужно мгновение), развивается навык систематизации.
Речевое развитие: – развитие координации «глаз-рука-мозг», после завершения работ устраиваются вернисажи, дети рассматривают работы друзей, отмечаются наиболее удачные, указывая что, именно удалось юному художнику – сходство с натурой, композиционное решение, сочетание цветов и оттенков.
Познавательно развитие: – развивается зрительно – пространственное восприятие, знакомятся с макромиром и микромиром вокруг себя.
Спору нет, рисование на пленэре приятно и полезно. Но всему есть ограничение. В теплую погоду мы рисуем до 40 минут, а в холодную не больше 20 минут и то рисование прерываем веселыми подвижными играми или физкультминутками, чтобы дети не замерзли, на руки надеваем митенки (перчатки с отрезанными наполовину пальцами), чтобы рукам не было холодно.
На пленэр мы с собой берем магнитофон с записями музыкальных произведений, сборник стихотворений, что касается изобразительных средств в основном это: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, небольшие планшеты дети их держат ан сгибе левой руки (если рисуют стоя). Либо делают упор планшетом на колени (если рисуют сидя). В летний период мы берем с собой воду, гуашь и акварельные краски. Что дает нам возможность подбирать палитру, использовать в рисунке цветовые пятна, влажную технику, технику коллажа, даже использовать технику импрессионистов. Именно в этот период дети ощущают себя настоящими юными художниками.
Воспитателям и родителям доставляет большое удовольствие видеть детей восторженными, наперегонки рассказывающими о том, что они делали, где были, что видели. Как они восхищаются своими рисунками наполненными любовью к родному краю.
В такие минуты верится, что мой труд не напрасен, он необходим нашим маленьким гражданам России. Используйте метод «пленэр» в своей работе и вы увидите, как меняется мировоззрение ваших детей.
Сама люблю рисовать, поэтому считаю, что данный метод очень поучителен, ведь решаются множество задач во всестороннем развитии детей, очень здорово!
“Два зайца одним мхом”, сразу несколько технологий и важная из них здоровьесбережение!