Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Ранний возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств. Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
– является основой для интеллектуального развития
– упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
– готовит к реальной жизни;
– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
– развивает наблюдательность;
– развивает внимание;
– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
– позитивно влияет на эстетическое чувство;
– является основой для развития воображения;
– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
Игра – это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально.
Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путём способен ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу, запаху. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обучение ребенка в школе.
Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и подрожать их различными действиями.
Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:
– занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
– необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
– в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
– нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;
– уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;
– длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);
– необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Очень хорошая статья. Развитие сенсорики в раннем возрасте является основой для интеллектуального развития. Здесь описывается чем и что нужно для этого делать.
Свежий взгляд на сенсорное развитие детей. Статья понравилась
Очень хорошая статья. Спасибо.
Статья вызвала положительный отклик и заинтересовала меня. В нашем саду имеется большая сенсорная комната и мы на практике можем видеть результат. Часто проводим занятия в сенсорной комнате, работает педагог-психолог где проводит релаксацию с детьми.