Мультимедийная библиотека школьника”- это электронное приложение к учебнику литературы 11 класса. Диск содержит полные тексты художественных произведений, рекомендованные к изучению в средней школе, биографии, презентации к биографиям писателей, иллюстрации к произведениям, аудиозаписи некоторых поэтических произведений, видефильмы по мотивам популярных произведений 20 века. Все эти материалы могут использоваться как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся дома.
«МБШ», таким образом, можно назвать программным комплексом на основе аудио-видео-текстового представления информации.
Содержание библиотеки представлено в виде гиперссылок. Все элементы глоссария помечены в тексте гиперссылками, чтобы упростить обращение к глоссарию и возврат к тексту.
Аудио файлы mp3 проигрываются на любых устройствах. Видеоизображение – на медиа – проигрывателях VLC, Windows, MP4 Video File.
“Изюминка” комплекса – его приложение «Мировая художественная культура». Это тоже электронная книга. Сюда включен не только программный материал, но и дополнительный по славянской мифологии, прикладному, изобразительному искусству, музыкальные произведения П.И.Чайковского, арии, сцены, монологи к таким произведениям А.С.Пушкина, как «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Дубровский» и др.. Изобразительное искусство представлено в виде репродукций известнейших отечественных и зарубежных художников: И. Левитана, Делакруа, Курбе, Милле, Ренуара, К.Моне, П.Гогена.
В мире мультимедийные учебники не новость. Но когда вниманию ученика предлагается не разрозненный материал, а некая единая мультимедийная база знаний, охватывающая всю школьную программу – можно говорить об организации межпредметных связей, о стремлении самостоятельно двигаться вперед. Достоинство этого пособия еще и в том, что оно позволяет вернуться к ранее изученному, чтобы повторить его, использовать материал при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе. При этом у учащихся развивается мышление исследователя, комплексное видение, способность анализировать, сопоставлять, смотреть на вещи с разных сторон.
Преимущество книги на электронном носителе над бумажной версией настолько велико, что их невозможно назвать аналогами. В этом легко убедиться, если пробежаться по мультимедийным страницам, открывшимся на мониторе компьютера.
В будущем планируется включить в мультимедийный учебник блок контроля знаний, блок «Аудиокнига», которым ученик может воспользоваться, если решит дать отдохнуть глазам. Более любопытных читателей ждет виртуальное путешествие по литературным местам. Планируется включить узкоспециальный словарь литературоведческих терминов и блок «Готовимся к ЕГЭ».
Конечно, желающие пополнить багаж знаний могут обратиться в «Википедию», заглянуть на странички других сайтов, блоков. Но на это, во-первых, будет потрачено достаточно большое время, а во-вторых, информация может быть просто не доступна. Кроме того, для школьников, мир которых наполнен всевозможными гаджетами, воспользоваться портативным планшетом проще и быстрее, чем, скажем, сходить за книгой в библиотеку, сделать презентацию к уроку, перелистав весь Интернет в поиске необходимой иллюстрации или материала. Да и родители приходят к пониманию того, что пособия должны повышать интерес к учебе, обеспечивать более высокий уровень знаний. А это – главное.
Если говорить об использовании «МБШ» учителем на уроках, то и тут очевидны преимущества:
– экономия времени при подготовке к уроку;
– возможность планирования урока с использованием ИКТ;
– подготовка учащимися домашних заданий творческого или поискового характера;
– свобода выбора форм и методов работы: проведение уроков-диспутов, судов, круглого стола и т.п.;
– богатый арсенал материала позволяет сделать урок более продуктивным, интересным;
– это еще и плодотворное сотрудничество с одноклассниками, учителем;
– успешность освоения программного материала;
– воспитание культуры чтения и информационной культуры;
– успешная подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературы.
Результаты использования «МШБ» в моей деятельности:
1) Учащаяся 11 класса Арапова Мария, принимающая активное участие в создании электронного пособия, сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Она же в 2012-2013 учебном году стала победителем окружной научно-практической конференции с проектом «Новое слово В.Маяковского». Она же в течение 3-х последних лет становилась призером и победителем районного конкурса чтецов.
2) Бикулова Александра, учащаяся 10 класса, член рабочей группы по созданию этого электронного пособия, заняла первое место в 2011-2012 учебном году в Открытой окружной ярмарке-конкурсе школьных предприятий, проектов и разработок учащихся с индивидуальным проектом «Мультимедийная библиотека школьника. 11 класс». В течение 3-х лет Саша становилась победителем районного конкурса чтецов.
3) Медведева Мариам, учащаяся 10 класса, в 2011-2012 учебном году заняла второе место в окружной научно-практической конференции с проектом «Цвет в творчестве И.Бунина».
4) Буслаева Анастасия, учащаяся 11 класса в текущем учебном году заняла второе место в окружной научно-практической конференции с проектом «Я буду петь», Она же была призером этой конференции в 2012 году с проектом «Сказки Л.Чарской: традиции и новаторство». Настя великолепно читает стихи, наизусть знает творчество М.Цветаевой, увлекается зарубежной литературой.
5) Кайгородова Христина, учащаяся 9 класса, в 2012 году приняла участие на областном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе, сдала ГИА по литературе на «5». И в текущем году она заняла первое место на окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Христина пишет стихи и прозу. В феврале 2014 года она стала победителем на окружном этапе научно-практической конференции школьников со своим сборником стихов «Вдохновение».
Вот уже в течение четырех лет старшеклассники, у которых я преподаю, принимают активное участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях и не потому, что так надо, а потому, что это им интересно. Много различных идей для «МБШ» было подсказано самими учениками. Более того, ими собран огромный материал для подобных пособий в 8-ом, 9-м, 10-м классах. Ребята в поиске необходимой информации совершали порой необычные открытия. Это их подталкивало к расширению зон поиска, углубленному изучению отдельных тем. И как результат – их победы на различных уровнях, сформировавшийся характер, способность добиваться поставленной цели. Многие из них сейчас уже студенты престижных вузов, в т.ч. и филологического факультета ПГСГА. А другое поколение готовится к выпускным экзаменам. Я надеюсь, что они успешно сдадут их.