Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход.
Именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Это обусловлено тем, что именно компьютеризация и применение новых информационных технологий является той возможностью, которая поможет создать новую систему образования.
Информационно-коммуникационная технология – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации (ГОСТ Р 52653 – 2006 «Информационно коммуникационные технологии в образовании»).
Что использовать? (интерактивные презентации, обучающие компьютерные программы, интерактивные онлайн-упражнения, тренажеры, средства телекоммуникации и др.).
Для чего использовать? (для разминки, ввода нового материала, отработки учебного материала, контроля, индивидуализации обучения, самостоятельной работы учащихся).
Как использовать? (на уроке фронтально (компьютер + проектор, компьютер-проектор-интерактивная доска), в микрогруппах (компьютерный класс), индивидуально (отдельный компьютер или компьютерный класс), для домашней работы (компьютер).
СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” регулирует продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках (с 1 сентября 2011 года).
Классы |
Непрерывная длительность (мин.), не более |
|||||
просмотр |
просмотр |
просмотр |
работа с |
прослушивание |
прослушивание |
|
1 – 2 |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
10 |
3 – 4 |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
15 |
Компьютерные программы имеют свои преимущества, как вспомогательные средства обучения иностранному языку. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Особое внимание детям, отстающим в учебе. Мультимедийные технологии позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных детей. Формы работы с обучающими программами иностранного могут быть разнообразными.
Обучающие компьютерные программы (ОКП) по английскому языку: «универсальные» и созданные к конкретным учебникам.
«Универсальные» программы имеют плюсы: могут использоваться отдельно от УМК, самостоятельно, минусы: часто такие программы не выдержаны по уровню сложности лексического и грамматического материала, слабо поддерживают обучение в школе, содержат однотипные задания.
Я применяю на уроках английского языка следующие программы к УМК М.З.Биболетовой:
Электронное учебное пособие. Обучающая компьютерная программа “Enjoy English” к учебнику “Enjoy English” для 2, 3, 4 классов (вторая редакция).
Программа (версия 2.0) закладывает основы восприятия английской речи, предлагает визуальную опору для выполнения заданий на аудирование и освоение новых лексических единиц, развивает навыки чтения и орфографии. В программу включен отдельный блок упражнений на грамматическое моделирование. Диск содержит 133 упражнения для 2 класса, 151 упражнение для 3 класса, 157 упражнений для 4 класса. Диски для каждого класса отдельно. Тематика диска и его наполнение соответствует требованиям к содержанию обучения, заложенным в Федеральном компоненте, а сама обучающая программа позволяет формировать информационно-образовательную среду и направлена на достижение планируемых результатов ФГОС, что позволяет использовать её как в классах, работающих по ФК, так и в классах, работающих по ФГОС.
Имеются ограничения: программа имеет лицензионный серийный номер. По одному серийному номеру программа работает только на одном компьютере. Диск не входит в комплект с учебником. Каждому ученику необходимо приобретать свой диск с программой, если есть такая возможность.
Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль обучения: различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности обучаемые приобретают одновременно. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения. Учащиеся могут создавать коммуникативно важные для них тексты на иностранном языке: биографии, поздравительные открытки, анкеты, а также проблемные тексты, рефераты, проекты. При работе над печатным текстом, соответственно, активизируются такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо, кроме этого, достигается эффект и в сфере устной речи – благодаря расширению лексического запаса, умений конструировать текст. Письмо выступает в роли “универсального закрепителя”. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Структура программ не дает расслабляться и побуждает обучаемых думать, анализировать, делать выводы и формулировать правила.
Компьютерные программы позволяют сделать учебный процесс:
- познавательным (последние данные и информация из Интернет);
- увлекательным (оригинальность заданий);
- занимательным (игры, шарады, кроссворды);
- гибким (в программе может быть несколько блоков, которые можно менять, дополнять);
- многообразным (в зависимости от целей и задач, например, английский для бизнесменов или английский для делового письма и т.д.)
- творческим (использовать самые новые достижения в компьютерной технологии)
Несомненно, на уроках английского языка нельзя использовать компьютер постоянно, т. к. есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Однако применение ИКТ несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения школьников. Таким образом, метод использования ИКТ в обучении английскому языку является одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. В заключении хотелось бы сказать, что применение инновационных технологий в преподавании не только делает урок более разнообразным и интересным, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.
Информационные источники
- Закон РФ об образовании
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение,2010.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- М. З. Биболетова, Н.Н.Трубанева. Рабочая программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy English для 2-4 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2012г. – 40 с.
Интернет ресурсы:
https://www.titul.ru/central/index.php?id=94&mod=cat&catg=4&prod=307
https://www.englishteachers.ru/
https://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/846-2011-12-05-22-09-36.html