Особенности использования ИКТ-технологий при изучении дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности «Живая глина». Гаранина Людмила Анатольевна, педагог дополнительного образования структурного подразделения ЦДО «Прометей» ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина ж-д ст. Клявлино.
Использование информационно-коммуникационных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. Эффективное использование ИКТ-технологий в образовательном процессе является актуальной проблемой. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, а педагогу -работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. В течение 5 лет я работаю по дополнительной образовательной программе «Живая глина», срок реализации – 3 года, возраст воспитанников 7-12 лет. Особое место в программе уделяется изучению народного декоративно – прикладного творчества. Народное искусство является национальным по содержанию, оно активно воздействует на эмоционально – духовное развитие детей и подростков, формирует патриотические и интернациональные чувства. Приобщение к миру искусства, скульптуры и народных промыслов развивает чувство уважения и гордости за русский народ. Игрушки из глины филимоновские, гжельские, дымковские, каргопольские являются уникальным культурным наследием русского народа и высоко оценены. Каковы же цели применения ИКТ на занятиях лепки из глины: • сделать занятие современным; • приблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как он в наше время больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; •повысить наглядность учебного материала; •расширить спектр активных методов обучения; •разнообразить содержание учебного материала; •разнообразить формы подачи учебного материала. Задачи: • воспитание духовно и эстетически развитого человека; • развитие способности к художественному творчеству; • активизация практической деятельности художественно – эстетической направленности; • развитие потребности в общении с искусством; • развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, • развитие умения находить нужную информацию, обрабатывать её и представлять. Цели и задачи возможно решить, создав определённые условия использования ИКТ в образовательном процессе: •кабинет, оснащённый современной техникой; • Интернет – ресурсы; • электронная база художественно-эстетической направленности . Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, если использование ИКТ становится системным и обычным в деятельности педагога. При изложении учебного материала я использую как готовые программные средства, так и созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с народной глиняной игрушкой , промыслами и традициями России, с шедеврами мирового искусства и тд. Поэтому педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем: •повышение качества знаний воспитанников детского объединения «Живая глина»; •обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: •совершенствовать и создавать компьютерные продукты , с учётом маршрута обучения; •продолжать разработку и внедрение методик использования ИКТ в образовательный процесс; •совершенствовать свою профессиональную ИКТ – компетентность. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономия учебного времени составляет до 30%. Экономя время, увеличивается плотность занятия, оно обогащается новым содержанием. Считаю, что использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока: •обеспечивает визуальное восприятие информации и последовательность рассмотрения темы; •иллюстрации доступны всем воспитанникам, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали; •позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей. |
Диапазон использования этой технологии при реализации программы художественно-эстетической направленности «Живая глина» очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию обучающихся.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.