1.Актуальность
Сегодня налицо противоречие между провозглашаемым равноправием в выборе вида образования, образовательных услуг и фактически сохраняющимся неравенством возможностей разных социальных групп в реализации этих прав.
Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Актуальность внедрения информационных технологий в образовательный процесс обусловлена новой целью российского образования по ФГОСу, которая заключается в удовлетворении образовательных потребностей семьи, общества и государства; в широком внедрении ИКТ-технологий во все сферы жизни; в воспитании, социально-педагогической поддержке, становлении и развитии высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Механизмом реализации идей по преодолению противоречий в обучении детей с ОВЗ является дистанционное обучение.
Цель педагогического проекта: разработка электронных образовательных ресурсов для учащихся с ОВЗ, обучающихся очно и частично на дому.
Задачи:
- Изучить интернет- технологии.
- Выбрать форму взаимодействия.
- Изучить особенности детей с ОВЗ.
- Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Планируемый результат: повысится интерес к саморазвитию; повысится самостоятельная работа детей с ОВЗ. Оптимизируется труд учителя.
- Нормативно-правовая база учителя
Разработка и корректировка нормативно-правовой базы, на основе которой педагог реализует учебную программу по предмету или учебному курсу включает внесение изменений в рабочую программу и поурочное планирование.
В пояснительной записке к рабочей программе по предмету или учебному курсу необходимо внести указания на применение ДОТ и ЭО, включая сведения о формах, методах и средствах, которые применяет учитель при осуществлении учебного процесса. Приведѐм следующий пример формулировки «Предмет английский язык преподаѐтся с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Основным средством реализации электронного обучения является автоматизированная система «Moodle».
В части программы, содержащей информацию о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении необходимо указать технические и программные средства ДОТ, а также ЭОРы, которые будут применяться учителем. Обратите внимание, что при использовании ДОТ содержание предмета или курса остаѐтся без изменений, корректируются только методы, средства и формы реализации этого содержания.
Поурочное планирование должно отражать применение ДОТ для проведения тех или иных уроков и указывать на используемые средства.
- Характеристика выбранной модели дистанционного взаимодействия
Мы решили использовать Интернет – технологии при организации дистанционного обучения ребёнка с ОВЗ на уроках английского языка в средней школе. Интернет-технология предполагает, что обеспечение обучающихся учебными и учебно-методическими материалами, связь между обучающимися и обучающими, а также управление обучением осуществляются с использованием современных телекоммуникационных систем и прежде всего глобальной компьютерной сети Интернет. Взаимодействие обучающихся с системой сводится к изучению материала, представленного на WWW- сервере, поиску необходимой информации на серверах и порталах Интернет, сдаче тестов в режиме on-line. Поддержка и консультирование обучающихся специалистами осуществляется по электронной почте или средствами общения в режиме реального времени.
Мы предполагаем использовать модель интеграции очных и дистанционных форм обучения. Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика. Данную модель мы предполагаем использовать в таком варианте, когда базовое обучение очное, а отдельные виды деятельности осуществляются дистанционно.
- Характеристика созданных ресурсов.
Для организации дистанционного обучения мы выбрали систему Moodle. Она является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. Спецификой LMS Moodle является то, что эта оболочка имеет значительные коммуникационные ресурсы и позволяет организовывать учебное взаимодействие так же эффективно, как и при очном обучении.
При разработке электронного ресурса дистанционного обучения мы опирались на модульную технологию, которая преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Наш электронный ресурс предназначен для изучения английского языка. Учебный материал в нём распределён на несколько, относительно самостоятельных, модулей. Создан каталог полезных ссылок с подробным описанием полезных ресурсов. Основные положения изучаемого содержания размещены в виде Веб-страниц. Используются гиперссылки для структурирования материала и разбиения его на небольшие смысловые блоки. На страницах курса размещены презентации, аудио и видео файлы. Для отработки навыков и умений, используется инструмент Лекция – он позволяет проводить детальный анализ знаний учащихся. Разработаны интерактивные практические задания в программе Hot Potatoes, тесты с разными типами вопросов. Завершается каждый учебный модуль контрольным тестом для оценки качества обучения.
- Механизмы отслеживания учителем работы обучающихся.
Основной преподаватель в системе Moodle имеет полный контроль над настройками курса. Он может просмотреть все оценки для Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и заданий на одной странице (и скачать файл в формате MS Excel).
Полные сведения о входах пользователя и посещении элементов курса – полный отчет по каждому студенту доступен с диаграммами посещаемости и деталями по каждому модулю (последнее посещение, сколько раз прочитано) так же, как и детальная информация о каждой работе студента в рамках курса, включая отправку сообщений на форум, работу над рабочей тетрадью и т.д. Учителя могут сами определять шкалу оценок (систему оценивания) для оценивания сообщений на форумах, заданий и рабочих тетрадей.
Таким образом, используемые Интернет-технологии позволяют реализовать дистанционное обучение ребёнка с ОВЗ на уроках английского языка в средней школе, повысить интерес ребёнка к саморазвитию, увеличить его самостоятельную работу и оптимизировать труд учителя.