«Использование мультимедийных наглядных пособий из цикла «Животный мир» в коррекционной работе со старшими дошкольниками с речевыми нарушениями»
Я работаю в логопедическом пункте ДОО и оказываю коррекционную помощь детям старшего дошкольного возраста, имеющим речевые нарушения. Одной из основных проблем, возникающих в процессе проводимой мною коррекционно-развивающей работы, является проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом. Наблюдая за детьми, я поняла, что для них интереснее занятия с применением ИКТ. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к занятию вновь. Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Информационно-компьютерные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед. Поэтому цель моей работы – повысить эффективность процесса коррекционно-развивающего воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий.
Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя – логопеда является использование мультимедийных презентаций, позволяющих создать эффект наглядности на занятии, повысить мотивационную активность, способствующих более тесной взаимосвязи учителя – логопеда, дошкольника и родителей. Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Мною была разработана серия электронных пособий для работы с дошкольниками с нарушениями речи. Данные пособия представляют собой речевые игры, направленные на актуализацию и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, и оформленные в виде мультимедийных презентаций, созданных в программе Power Point.
Каждое мультимедийное пособие посвящено определенной лексической теме из цикла «Животный мир» и построено с учетом принципа полимодальности, так как дети по-разному воспринимают информацию (аудиалы, визуалы, кинестетики).
Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Презентация напоминает детский журнал, где на каждом листе определенное задание, выполнив которое, ребенок сразу увидит результат, педагог только листает слайды. Изображения, представленные на слайдах, реалистичные, пропорциональные, что необходимо для формирования правильных представлений – образов об объектах животного мира.
Мультимедийные презентации нашли широкое применение в моей практике при проведении непосредственно-образовательной деятельности, а также в качестве домашних заданий. Каждая речевая игра удобна в эксплуатации и понятна как педагогу, так и родителям. На слайде представлена инструкция к игре и сама игра.
Например: при выполнении речевой игры «Отгадай животное» по теме «Дикие животные» предлагается загадка. Ребенок отгадывает загадку, нажимает на клавишу – появляется ответ-картинка. Ребенок сравнивает свой ответ с представленной картинкой. Презентация позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, его темп работы. Картинный материал яркий, красочный, реалистичный. Дети ждут, когда появится картинка с правильным ответом, что создает положительный эмоциональный фон, увеличивает мотивационную активность.
Завершает цикл «Животный мир» мультимедийная презентация «Наглядное моделирование описательных рассказов по циклу «Животный мир», которое представляет собой набор схем – моделей по каждой лексической теме, направленный на формирование умения составлять описательные рассказы об объекте животного мира. Например: «Домашние животные»: название животного; цвет; части тела; чем покрыто тело домашнего животного; как голос подаёт; чем питается; жилище животного; детеныш; какую пользу приносит человеку.
Речевые игры, предложенные в форме мультимедийных пособий, вызывают интерес и у родителей. Следует отметить, что наиболее результативной будет та деятельность, в которой отмечается преемственность между логопедом и родителями.
Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:
- оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;
- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.
Т.о., разработанные мною электронные пособия решают все представленные выше цели.
Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активной совместной деятельности.
Сравнительный анализ, проведенный до и после коррекционной работы, показал, что применение ИКТ положительно влияет на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией и повышает эффективность преодоления имеющихся у них речевых нарушений. Родители включаются в совместную деятельность и становятся активными участниками образовательного процесса. Данная практика, заключающаяся в использовании программы Рower Рoint при разработке речевых игр, является достаточно эффективной, поскольку дети в игре лучше усваивали речевой материал, с интересом занимались с логопедом и родителями, повысился уровень психического и речевого развития детей.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса.