Урок обществознания 7 класс

Конспект урока обществознания (7 класс)

«Почему важно соблюдать законы?»

  1. Цель и задачи урока.

Цель деятельностная – развивать умение  преобразовывать и систематизировать информацию, формулировать вывод по проблеме.

Задачи:

образовательные развивающие воспитательные
раскрыть сущность понятий: закон, свобода, порядок, справедливость формировать умения анализировать текст, выделять главную мысль в нем, формулировать обобщение и вывод воспитывать у учащихся чувство уважения к законам нашей страны, пониманию важности их соблюдения
определить роль Конституции РФ  в установлении порядка и справедливости в обществе развивать рефлексивную культуру учащихся  
выяснить, почему свобода не может быть безграничной    

 

  1. План проведения урока

Проблема урока:

Почему важно соблюдать законы?

Поиск решения проблемы:

  • Почему общество нуждается в порядке?
  • Можно ли добиться справедливости в обществе?
  • Может ли свобода быть безграничной?

Вывод по проблеме:

Закон нужно и важно соблюдать, чтобы своими действиями не нарушать права и свободы другого человека, сложившийся в обществе порядок, сохранить установленную справедливость.

  1. Ход урока

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемая информация и форма работы Применяемые учебные действия
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня для работы нам будет необходим учебник, рабочий лист, маршрутный лист.

Ребята, какие ассоциации вызывает у вас  термин «закон»? Назовите их.

(фиксирует их на доске)

 

Правила

Порядок

Власть

Права и свободы

Ответственность

Наказание

Знания из курса обществознания, истории, опора на личный опыт.

Фронтальная.

Определение понятий. Установление логических связей.
Вспомните, когда в истории человечества появились первые письменные законы? В эпоху древнего мира, до нашей эры
Какие своды законов Вам известны из курса истории (всеобщей истории и истории России)?

Законы вавилонского царя Хаммурапи

Кодекс византийского императора Юстиниана

Великая хартия вольностей в Англии

«Русская правда»

«Судебник» Ивана Третьего

Итак, первые законы появились еще в глубокой древности. Предположите, зачем люди создают законы?

Чтобы был порядок.

Чтобы установить единые правила.

Чтобы наказать виновных.

Чтобы закрепить права и свободы человека.

Чтобы закрепить привилегии.

 

 

Скажите, все ли люди законы соблюдают?

 

Нет, не все.

 

Вы правы. Я сама стала свидетелем разговора двух шестиклассников о законах, которому даже придумала название «Диалог о неожиданностях».

Предлагаю вам его послушать, и выяснить  о каких неожиданностях идет речь.

Слушают диалог.

 

 

Проблемный диалог.

Фронтальная.

Выделение главного и обобщение. Формулирование основного вопроса.

СИТУАЦИЯ № 1.

На уроке обществознания в 6 классе между двумя учениками возник спор. Девочка сказала, что закон нарушать нельзя,

потому что это нарушает справедливость и из-за этого можно лишиться свободы. А мальчик ответил «Нет! Нарушение закона недопустимо, потому что это вредит порядку в обществе».

 

Вопрос:

Кто прав в этой ситуации? Почему?

 

 

Суть противоречия:

-одни люди понимают, что законы надо соблюдать и почему это важно; к чему может привести несоблюдение законов;

-другие – этой важности не осознают, пытаются закон обойти.

Таким образом, в основе противоречия – разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.

 

 

Какая проблема вытекает из этого противоречия? Сформулируйте ее.

Если затрудняются: ребята, законы-общеобязательные правила, их нужно соблюдать, но у людей разное отношение к необходимости соблюдения закона;

-как вы считаете, нужно соблюдать законы? Тогда возникает вопрос, а почему?

Предлагает собственную формулировку основного вопроса (называет тему урока)

 

Формулируют основной вопрос:

Почему нужно соблюдать законы?

Почему важно соблюдать законы?

Записывают вопрос в рабочий лист.

 

Этап урока: актуализация знаний, планирование деятельности

Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемая информация и форма работы Применяемые учебные действия
Ребята, мы поработали с понятием «Закон» на уровне ассоциаций. А теперь обратимся к мнениям юристов. Найти в учебнике определение понятия « закон »

Выполняют задание

Законы – это правила:

-установленные государством;

-общеобязательны;

-регулируют важные вопросы общественной жизни;

-за нарушение –наказание со стороны государства;

Учебник. Выделение главного.

Мы назвали основные признаки понятия «Закон». Что еще нам нужно знать о законах, чтобы решить проблему урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимает любые мнения ребят.

Предлагает учащимся работать по рядам:

-для каждого ряда  – свой маршрутный лист: 1 ряд-«Почему общество нуждается в порядке?», 2 ряд –«Можно ли добиться справедливости в обществе?», 3 ряд-«Может ли свобода быть безграничной».

-работаем индивидуально;

-работаем в парах;

-работаем коллективно.

 

Называют варианты действий для решения проблемы:

-роль закона в жизни людей;

-какие законы есть в России;

-почему государство борется с нарушением законов;

-как закон может защитить свободу человека.

 

Проблема урока, записанная в тетрадях и на доске; фронтальная Определение плана действий.

 

 

 

 

 

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемая информация и форма работы Применяемые учебные действия

Предлагаю рассмотреть ситуацию

 

Ученика 9 класса Виктора подозревают в хищении денег и сотовых телефонов из школьного гардероба.

В школе была выпущена стенгазета «Позор нарушителям закона», куда поместили его фото и в каждом классе был обсужден и осужден поступок Виктора.

(Для решения ситуации используйте Статью 49, часть 1)

 

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Виктора были нарушены?

 

 

Читают  ситуацию;

обсуждают ситуацию в группе;

С помощью Конституции РФ определяют, какие права Виктора были нарушены

Фронтальная.

Выделение главного, преобразование информации.

Использование алгоритмов для выполнения учебных действий.

Формулирование обобщения и вывода.

Давайте определим какие группы прав человека существуют. Посмотрим в учебник.

 

Определяют группы прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник. Формулирование вывода.

– Как вы думаете важно соблюдать права человека? Почему?

Это законы государства.

Что такое закон?

Как достичь порядка в обществе?

Как установить справедливость?

Что такое свобода поведения?

 

Обращает внимание учащихся на ситуацию, предложенную в начале урока.

Предлагает сделать вывод по главному вопросу урока «Почему важно соблюдать законы».

Формулируют вывод:

Законы важно соблюдать, так как:

-устанавливают порядок, а обществу он необходим;

-утверждают и защищают справедливость, законы – самый надежный способ утверждения справедливости;

-закон защищает свободу человека, устанавливая границы возможного поведения, запрещая деятельность организаций, нарушающих порядок.

Индивидуальнаяя

Фронтальная.

Формулирование вывода.
По мере работы на доске и в тетрадях учащихся записывается схема:
 
Индивидуальная. Фронтальная Записывают схему в тетрадь.

Что такое справедливость?

Что такое порядок?

Найдите определение в учебнике и запишите в тетрадь.

Работают с учебником и тетрадью. Индивидуальная  

 

 

 

 

Этап урока: применение нового знания.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемая информация и форма работы Применяемые учебные действия

Теперь предлагаю выполнить задания, которые потребуют от вас применения приобретенных знаний. Приложение 1.

Организует проверку выполнения задания.

Выполняют задание.

 

Индивидуальная.

Фронтальная.

Определение и объяснение собственного мнения. Определение и доказательство своей позиции.

 

Этап урока: рефлексия.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемая информация и форма работы Применяемые учебные действия

Далее организует работу по цепочке:

«Сегодня на уроке я…

-научился

-выполнил

-понял

-запомнил»

Представляют результаты выполнения задания.

 

Индивидуальная.

Оценивание своей деятельности.

 

 

 

Приложение 1.

Ситуации.

  1. Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Сережа увидел свое стихотворение, но только автором был уже не он, а какая-то неизвестная девочка.

(Для решения ситуации используйте Статью 44, часть 1)

 

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Сережи были нарушены?

 

  1. Николай взял в долг у Андрея крупную сумму денег, но не смог вовремя вернуть.

Тогда Андрей потребовал у Николая ключи от его квартиры, выгнал должника на улицу и стал жить в его квартире.

(Для решения ситуации используйте Статью 35, часть 1 и 3)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Николая были нарушены?

  1. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

    Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?

    Ответ: Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.

Почему он так ответил?

Ответ: каждый имеет право на личную неприкосновенность. (Статья 22)

 

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.