Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии и внеурочных занятиях

 

 

          Сегодня наше общество живет в обстановке   научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники.  Естественно, очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от них умений и навыков ручного труда..

Психологами и педагогами доказано, что развивать творческие способности необходимо с раннего  возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т. к. именно здесь формируется  личность ребенка. И задача педагогов  заключается в том, чтобы помочь ребенку  стать творческой личностью.

Предмет «Технология» – это творческий предмет, который предоставляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Где на каждом уроке или занятии приходится искать в каждом ребенке творческую изюминку и находить тот  творческий потенциал, который нужно раскрыть и попытаться развивать дальше.

Я стараюсь реализовать эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.

В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета «технология»: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств.

Кто-то  можете не согласиться, но  я считаю, что у любого человека есть творческий потенциал. Проявившийся в той или иной сфере деятельности  творческий потенциал  представляет собой  творческие способности  личности в конкретном виде деятельности.

Есть  мнение,   что «творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться». Но практика показывает,   что не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и сохранить творческие  способности надолго.  Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение, и расширение детской души, делает её богаче и духовно – выразительнее.

Для раскрытия творческого потенциала   я стараюсь развивать такие качества у обучающихся как:

умение поставить творческую цель и направить  свою деятельность на  ее достижение;

-умение планировать  и   контролировать  свою деятельность ;

-умение находить и решать  творческую проблему.

Основным видом деятельности обучающихся, изучающих предмет «Технология»  по направлению « Технология ведения дома»  является  проектная деятельность. В течение  учебного года девушки    выполняют 3 мини-проекта  в рамках содержания   разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла» и к концу  учебного года-  4-тый,  итоговый творческий проект.

Лучшие итоговые проекты  рекомендуются в дальнейшем для участия в различных конкурсах,  олимпиадах.

В  проектировании  наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике.

Проектный метод тесно связан с проблемным методом обучения, который я часто использую.  Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Например: на внеурочном занятии по программе «АЖУР» в 6 классе просмотрев видеоролик по вязанию крючком  должны определить способы соединения элементов в изделиях, и  определить  какой тип вязания использовался, какие инструменты необходимы, что можно изготовить в этой технике еще. Затем  только приступают к выполнению практической работы.

Так как у детей способности  и уровень обучения разные, ( а иногда   нет материальных возможностей приобрести элементарно самую дешевую ткань)  на уроках и внеурочных занятиях   применяю дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, я предлагаю учащимся разные по степени сложности модели фартука:

низкий уровень обучения – фартук на поясе   с простейшими элементами отделки;

средний уровень – цельнокроеный фартук с накладными карманами и простейшими элементами отделки;

высокий уровень – цельнокроеный фартук с изменением деталей (например, фигурный карман с оборками и т. д .

   В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Но не  обязательно, что ребенок с  высоким интеллектуальным развитием показывает хорошие творческие способности. Поэтому, если обучающаяся  с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.    

На развитие творческих способностей  влияет так же доброжелательная  атмосфера на уроках. Следовательно, если  дети  чувствует дружескую обстановку на уроке, то их эмоции будут направлены только на совершаемую ими деятельность. А значит,   работы будут аккуратными и более творческими.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте.

Мы все разные, но у каждого из нас есть свой творческий потенциал. И когда потенциал ребенка накладывается на потенциал руководителя (или наоборот) – мы получаем положительный результат.

Успехов всем в работе с детьми и  поиске  новых талантов!

 

5 комментариев к “Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии и внеурочных занятиях”

  1. Хороший материал, творческая деятельность всегда отличалась от многих видов деятельности, которые выполняют наши дети.

  2. Развитие творческого потенциала в большей степени происходит на уроках технологии, когда дети мастерят своими руками, видят результат работы и радуются своим успехам. Желаю педагогу и его ребятам дальнейших творческих успехов.

  3. Уроки технологии позволяют развивать творческий потенциал особенно эффективно. Они дают детям необходимые знания и умения, которые пригодятся им в обыденной жизни.

  4. В наше время очень важно научить детей делать что-то своими руками, когда ребенок создает что-то новое, близкое ему по восприятию. Учащийся выражает свой мир через поделки – это раскрывает его творческий потенциал.

  5. На сегодняшний день очень актуальна работа с одаренными детьми. Вы помогаете детям развивать творческую одаренность.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.