Родительское собрание – практикум «Уроки фонетики для взрослых»

Родительское собрание – практикум

«Уроки фонетики для взрослых»

 

Цель: научить родителей правильно формировать фонематическое восприятие по средствам дидактических игр.

Задачи:

  • научить родителей понимать значение формирования  фонематического восприятия у детей дошкольного возраста;
  • формировать у родителей умение грамотно выполнять с детьми домашнее задание, используя дидактические игры;
  • восполнить пробелы в знаниях родителей о фонетическом разборе слов (звуках речи русского языка);
  • привлечь активное внимание родителей к проблемам детей в речевом и познавательном развитии.

Ход собрания.

  1. I. Теоретическая часть.
  2. Выступление воспитателя.

«У дошкольников с общим недоразвитием речи оказываются несформированными основные компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика.

Сегодня подробнее мы остановимся на понятии «фонетика», или «фонетическое внимание».

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения.

Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим восприятием.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Вся работа по развитию фонематического восприятия способствует правильному и грамотному овладению чтения и письма и является профилактикой дисграфии и дислексии.

Изучение звуков идет параллельно с изучением соответствующих букв, что позволяет добиться более быстрого запоминания зрительного образа буквы и улучшить слияния букв при чтении. При знакомстве с буквой необходимо называть не ее «официальное» алфавитное название, а тот звук который эта буква обозначает. Произносим коротко, без добавления гласных.

На первых порах восприятие звуков в словах затруднено. Преодолеть это затруднение, выделить звук в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятий. При изучении данного звука мы обращаем внимание на артикуляцию.

Для преодоления фонетических нарушений разработаны системы упражнений, которые можно поэтапно использовать в работе с детьми, с которыми мы вас хотим познакомить».

  1. Практическая часть.
  2. Выступление учителя – логопеда.

«Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, синтеза, начальный этап обучения грамоте в дошкольном возрасте. В основе обучения грамоте – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, следует научить его слышать этот звук в слогах, в словах. Звук – это то, что мы слышим. Вокруг нас множество разных звуков: ключи звенят, пакет шуршит, рвут бумагу ; звуки издают животные и т.д. Звуки издают и люди. Звуки, которые издаются при помощи голоса, губ и языка называются звуками речи. Чтобы люди умели разговаривать, слова должны звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался phone, от которого и произошло название науки, изучающей звуки речи, закономерности их произношения и изменения. Это наука фонетика. С помощью фонетической записи передается действительное звучание речи.
При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон – это музыкальный звук. Чтобы упростить объяснение образование звуков детям, тон называют голосом. Звуки речи могут состоять только из голоса (по-старославянски из гласа), тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума и голоса и называются согласными. Гласные – ртораскрыватели: чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Например, звук [А]. Гласные звуки состоят из голоса, поются, не встречают преграды, образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки на схемах обозначаются красным цветом (кружком).
Ошибки взрослыхСлучается, что взрослый просит малыша придумать слово на какую-нибудь букву, например, на Б(бэ). Для ребенка, еще не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква – это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать, как оно пишется. Поэтому следует предлагать малышу придумать слово на какой-нибудь звук. ‘Гак если вы хотите услышать от ребенка слова на звук (б), то и произнести его надо четко и коротко, без гласной “добавки”.
Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими. Мягкость согласного в фонетической записи передается значком Например, [г]-[г’|, [ф]-[ф’]. Однако некоторые согласные звуки являются всегда твердыми и не имеют мягких пар: [ш], [ж], [ц], другие – всегда мягкими: [и], [ч], [щ]. Глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч] не имеют звонких пар. Согласные [м], [м’], [н], |н’], [л], [л’], [р], [р’], [й] не имеют глухих пар. Они в любой позиции – даже в конце слова – звучат звонко и называются сонорными.
Ошибки взрослых. Иногда можно услышать, как педагог спрашивает у ребенка: “С какого звука начинается слово “герой” ?” Тут же отвечает: “Со звука /г/”. Это ошибка. В слове “герои” ясно слышится мягкий звук [г’] (именно поэтому после буквы Г пишется буква Е , которая обозначает мягкость предшествующего согласного. Важно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, т.к. это дает ключ к использованию ь и букв я, ю, е, служащих для обозначения мягкости согласных на письме.
Рекомендации и условные обозначения
Место звука в слове.
Любое слово можно условно разделить на три части:
1. начало слова (первый звук),
2. середина слова,
3. конец слова (последний звук).
Например, слово улитка:
– где слышим звук [У] ?
– где слышим звук [А] ?
– где слышим звук [И] ?
*Предлагая ребенку, например, определить место звука [о] в словах, выбирайте такие слова, в которых звук [о]находится под ударением – ослик, осы — т.к. в безударной позиции звук изменяется. Слово облака мы произносим как [облака], слово корова – [корова], слово окно – [окно].
Слоги
Слог -это один гласный звук или сочетание одного или нескольких согласных звуков с гласным.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков!.

Деление слов на слоги:
В слове столько слогов, сколько гласных звуков!

Предложения могут быть разными по интонации: повелительные, вопросительные и восклицательные.
Попробуйте по-разному прочитать одно и то же предложение.
Предложение
Речь состоит из предложений.
Три правила написания предложений:
1. Начало предложения всегда пишется с большой буквы! С большой буквы пишутся также имена и названия городов!
2. Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга!*
3. В конце предложения ставится точка (или вопросительный знак, или восклицательный знак – в зависимости от интонации)!
* Предлог – это маленькое слово

  1. Выступление воспитателя.

«Сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игры, в которые мы играем с детьми во время занятий, режимных моментов, индивидуальной работы.

  • Умение определять по артикуляции гласный звук.

– Дидактическая игра «Сломанный телевизор».

Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а малыш произносит вслух. Затем ребенок может сам «поработать в качестве диктора» в сломанном телевизоре. (а, о, у, и, ы, э)

  • учить выделять первый звук в слове.

– Дидактическая игра «Назови первый звук в слове»
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА  -Б.

  • Умение выделять звук в ряду других звуков.

– Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук К» (к, т, п, к, н, г, к, б, к)

  • Умение определять наличия звука в  слове.

– Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук К в слове» (кот, лист, окно, лимон, кукла, шарф, кубик)

  • При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением. Например:

–  Дидактическая игра «Повтори как я»

Па-та-ка                             по-то-ко                              ат-ап-ак

Па-па-пя-пя                      ка-кя-ка-кя                         ты-ти-ты-ти

  • Учимся различать звуки по мягкости и твердости и обозначаем их соответствующими цветами.

–  Дидактическая игра «Кто самый внимательный».

Поднимите синий сигнал, если услышите твердый звук, а если мягкий звук, то зеленый сигнал». Задание выполняется сначала среди отдельных звуков, затем в словах.

–  Дидактическая игра «Кто больше слов подберет со звуком (к), (т), (п)

  • учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

– Дидактическая игра «Назови картинки»
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук «Ш». Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

  • учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

 – Дидактическая игра «Добавлялки»
Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

– Дидактическая игра «Придумай имя» учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук «Н» – Настя, Надя, Наташа. Звук «В» – Вова, Ваня, Вася, Валера.

  • учить делить слова на слоги.

– Дидактическая игра «Прохлопай слово»
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).
Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать  и такой прием: ладошку прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

  • Умение находить место звука в слове.

–  Дидактическая игра «Где живут звуки».

Определить, где находится звук в начале, в середине, в конце слова» – камень, макароны, мука, мячик.

– Дидактическая игра «Назови последний звук»
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

– Дидактическая игра «Звуковая цепочка»
Составление цепочки слов по последнему звуку./забор,рыба,ананас../

  • Определять количество слогов можно не только с помощью хлопков, а также отстукивая рукой по столу, отбивая мяч по полу.

–  Дидактическая игра «Отхлопай слово по слогам, (по частям) и назови сколько слогов».

(кот, кит, ку-би-ки, ком-пот, кеп-ка, ко-ни, кош-ка, ут-ка, ки-оск, кро-лик, ка-ни-ку-лы, ко-тя-та)

 

III. Обмен впечатлениями о встрече. Рефлексия.

 

«Вот наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить. Очень надеемся, что смогли убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку.  Предлагаем поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового. (Родители высказывают свои впечатления о встрече)
Сейчас, уходя с собрания, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились – в красную вазу. Если не понравилось – в синюю вазу».

Родителям раздаются памятки «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-6лет» с описаниями игр, представленных выше.

 

 

 

 

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.